Страх режет глубже меча


Английское слово «person» (личность) происходит от латинского слова «persona», которое означало маску, надеваемую актерами, выступающими в амфитеатрах древней Греции и Рима. В последующие столетия маска традиционно применялась там, где требовалось скрыть свое лицо и свои замыслы, где человеку хотелось, чтобы его принимали за другого. Имеются исторические персонажи: Железная Маска, Зорро. Чикагская мафия тридцатых годов пользовалась исключительно черным платком, которым закрывалось все лицо до глаз. Современная бандитская братия употребляет с той же целью колготки или капроновые чулки, а спецназ — трикотажную шапочку-маску с прорезями для глаз, позаимствовав это нехитрое приспособление у японских ниндзя. Маска могла представлять собой средство физической защиты: у средневековых рыцарей или у современных хоккейных вратарей, врачей и электросварщиков. Часто маска не имела внешней практической роли, становясь деталью магического обряда или атрибутом детской игры.

Бесчисленные в своих вариантах маски являются источником радости и веселья на современных венецианских и латиноамериканских карнавалах. Благодаря маске люди не узнавали друг друга, исчезали всякие условности, табу. Каждый человек начинал вести себя настолько раскованно, насколько он отказывался от роли, которую до сих пор навязывало ему общество. В карнавальной маске это был человек без имени, звания и сана, и ему позволялось многое из того, чего бы он никогда не сделал с открытым лицом… То же самое отмечалось уже в так называемом «галантном» XVII веке. «Употребление маски позволяло, далее, и порядочным дамам посещать пьесы и спектакли настолько непристойные, что, казалось бы, в театре не должно быть места женщинам. Обычай посещать театр в маске господствовал поэтому не только в Венеции, но и во многих других городах эпохи старого режима, например, в Париже и в Лондоне».

С философских позиций масканеизбежна, как неизбежно индивидуальное существование. Она есть момент дуального или физического бытия с его делением на субъект и объект. Наш мир раскрывается только в антиномиях, и только в них он становится предельно ясным и понятным.

Человеческий субъект, чтобы не потеряться среди многих, и создает этот рубеж, надевает маску, к которой относится не только его кожа, костюм, личные вещи, но и его убеждения и чувства. В данном случае маска — это не только форма защиты от потенциально враждебного окружения, но и форма избирательного контакта с ним. Отсутствие маски в этом смысле означает смерть. Но уже единственная маска — это жизнь, хотя и в значительной степени примитивная и упрощенная.

Активное стремление удержать свой статус, свое реноме ценой возвышения и преувеличения своих способностей и достоинств посредством вымысла, лжи и фантазий также представляет из себя маску. Это так же естественно, как и обесценивание и вытеснение для человека в маске всего неприятного и чуждого ему как несуществующего или плохого. В этом случае навешивание ярлыков есть не только известная, но и вполне понятная форма умаления и уничижения своего окружения…



Мы носим маски, но зачем? Есть масса причин, которыми люди хотят оправдать свой маскарад. Не каждый может признать это и ответить… почему? Почему он носит маски? Ответить искренне… не виляя… не изворачиваясь… Признаться самому себе…Зачем?

@темы: Интересно